Потребитель, помоги себе сам!
20.10.2014 | «Мобильные сети»
Нарушение прав потребителя явление в нашей жизни нередкое. От того, насколько потребитель, столкнувшийся с предоставленной услугой или товаром ненадлежащего качества, будет уверенно чувствовать себя в разрешении конфликта, зависит своевременное удовлетворение его требований.
Прежде чем заявлять о своих правах, разумеется, эти права надо знать. Действия потребителя в случае ущемления его прав описаны в Федеральных законах РФ, в частности, в законе о «Защите прав потребителей», познакомиться с которым можно на одноименном сайте. На нем потребитель найдет информацию о наиболее часто возникающих ситуациях в вопросах и ответах, получит возможность посетить юридический форум, а также познакомиться с перечнем документов, с которыми придется обратиться к продавцу ненадлежащего товара или услуги для отстаивания своих прав. Помимо электронной информации на сайте, свои консультационные услуги потребителю готова предоставить одноименная общественная организация.
Рассмотрим пример, где в качестве продавца товара ненадлежащего качества (услуги) выступает оператор сотовой связи.
Итак, радость от долгожданной покупки товара в салоне сотового оператора (телефона и тому подобного) достаточно быстро сменилась недоумением и огорчением: через неделю товар поломался (не включается, не заряжается). Неприятное событие случилось во время действия гарантийного срока.
Сначала надо найти кассовый чек, который желательно хранить в течение всего гарантийного срока, и определить организацию, выступающую продавцом товара. Эта информация находится на верхних строчках чека. Занятие нелишнее, ибо надо установить, с кем придется иметь дело, а под брендом знакомого оператора сотовой связи может оказаться совсем другая фирма. Например, у сотового оператора МТС розничными продажами занимается РТК (Русская телефонная компания).
Обращаться надо в салон по месту приобретения товара. Отдельная проблема, если салон к моменту обращения уже отсутствует (бывает и такое). Ищите правопреемника, он обязательно должен быть. В салоне надо уточнить процедуру изъятия товара: экспертиза, ремонт или что-то иное. Разные процедуры имеют разные сроки исполнения, и разные документы выдаются на руки. В особых случаях с этими документами можно обратиться к юристам, чтобы в дальнейшем проблем было меньше.
Образец претензии потребителя:
Хорошо, если есть возможность предварительно проконсультироваться у юристов организации по защите прав и уточнить к тому же вероятность замены товара или возврата средств. Хотя бы через сайт - удаленно.
В заявлении на проверку качества товара должно быть указано, что покупателя обязуются информировать об окончании процедуры. На это не стоит надеяться, сроки придется контролировать самостоятельно, мы ведь живем в России.
В случае повторной поломки товара в течение гарантийного срока далее судьбу испытывать не стоит, потребитель вправе обратиться в салон с претензией на возврат средств, которая должна быть грамотно написана с указанием истории и пунктов закона, которые были нарушены. В течение 10 дней претензия должна быть удовлетворена. Не ждите сообщений из салона, контролируйте самостоятельно, хотя существует якобы смс-рассылка по результатам заявленной претензии. Но это при наличии нескольких сотовых телефонов (номеров) у покупателя, что, как правило, маловероятно.
Если подобные события происходят после окончания гарантийного срока, то без помощи специалистов уже не обойтись.
По поводу несанкционированного списания средств или подключения нежеланных услуг надо также обращаться к оператору с претензией, предварительно прочитав внимательно заключенный с ним договор и/или описание тарифа, услуги, опции. Что там написано мелкими или не очень буквами?
В заключение стоит сказать, что обман покупателя в сферу интересов торгующих компаний не входит, но грех не воспользоваться невежеством. В России с ее отсутствием нормальной социальной защиты граждан, минимумом законов «для людей» и соответствующим воспитанием населения «развод на дурака» для многих компаний стал одним из основных источников дохода. К сожалению, сей шаг для них, порой, вопрос выживания на нашем рынке поборов и бюрократии. Потребителю же остается лишь также выживать, периодически в ответ действуя натиском.