Билайн: сеть развивать будем?
12.03.2015 | «Мобильные сети»
Тема, отражающая сущность компании ВымпелКом (оператор – Билайн) за все годы ее существования. Речь сейчас идет о Московском регионе.
Билайн у нас издавна многими считается самым хилым оператором по своему запасу прочности – емкости сети. Постоянные перегрузы, сбои и аварии – его визитная карточка. Правда, большинство абонентов об этом остается в неведении. Примеры:
- Очередная авария у оператора Билайн
- У Билайна очередной сбой в сети
- Билайн: компенсация и «сюрпризы»
- Сбой в сети Билайн по всей России
- Билайн сломался под Чеховым
Почему такое происходит? Все просто. Большинство из нас, глядя на полную шкалу приема на своем телефоне, уверены, что раз так, значит, со связью все в порядке. Ан нет! Если сигнал есть, это вовсе еще не означает, что вам удастся позвонить. Каждая базовая станция, от которой телефон или смартфон ловит сигнал сети, имеет антенны с определенным числом каналом (емкостью). Если абонентов, одновременно желающих пообщаться больше, чем число свободных каналов, происходит так называемое «нетворк бизи» - сеть занята (частенько такое происходит в метро - замечали?). Вы позвонить не можете, вам тоже – номер недоступен.
Что же делать? Опять все просто. Ставить больше базовых станций на определенную территорию, увеличивать емкость текущих. Но Билайн этого зачастую делать не хочет ГОДАМИ! Сеть есть – абоненты довольны. Акционеры тоже. Остальное – пыль в глаза.
Издавна, когда сотовая связь была доступна лишь избранным (конец 90-х – начало 2000-х), сеть в городах строили таким образом – вышек мало, расположены они в основном на высотках и покрывают огромную территорию. Всем хватало. Теперь абонентов стало в разы больше, да и разговорились мы от души, плюс при плотной застройке такие вышки вызывают явление интерференции (когда радиоволны накладываются друг на друга, пояаляются хрипы и обрывы, особенно на верхних этажах). Потому сеть требуется модернизировать, спланировать многое заново.
МегаФон, пришедший в Московский регион последним, сразу стал ставить в столице с массовой застройкой больше всех базовых станций, однако, в основном, низкорасположенных и маломощных, направленных скорее вверх, чем вниз. Тем самым он создал не только хорошее покрытие (причем, с изначальным дефицитом 900-х частот – самых «дальнобойных») с современной инфраструктурой и оборудованием, но и достаточный запас прочности.
Далее по такому же принципу стал модернизировать свою сеть МТС. Часть расположенных на высотках базовых станций было снято, вместо них появилось по несколько ниже. Из-за такой модернизации я целый год просидел без нормальной связи, но МТС ее по крайней мере сделал!
В Билайне же эволюция идет с явным скрипом и по остаточному принципу. При схожих равных тарифах денег «полосатый» оператор на качестве и надежности сети экономит больше всех. Например, сейчас операторы любят расширять сеть, устанавливая оборудование, в т.ч. 3G/4G, на так называемых столбах, очень похожих на фонарные.
Уже года 1,5 как возле моего дома в Крылатском МТС поставил в дополнение такую вот мачту-столб (БС 3472):
Недавно рядом с ним появилась аналогичная конструкция – МегаФон.
Пройдя чуть далее, еще раньше у МТС был поставлен такой же столб на улице Крылатские холмы, напротив д. 33, к. 3. Недавно, чуть не доходя него, аналогичный построил и МегаФон.
Что же делает Билайн? По крайней мере в моем районе ничего. Что было сделано лет 7 тому назад, то и осталось. Да, довесили 3G, где-то 4G, но как это все работает?.. Кое где в Москве и области, конечно, они новое оборудование ставят, где-то и столбы такие появляются (особенно возле МКАДа или 3-го кольца), но маловато. Как будто от безысходности латают лишь самые запущенные дыры.
Личное впечатление. Писать в поддержку оператора Билайн при проблемах с качеством связи или покрытием практически неэффективно. Вам лишь тонко намекнут, что они и сами знают свою работу. В МТС хотя бы со временем некоторые добросоветсные специалисты пытаются реагировать на претензии абонентов и, пусть и не всегда, но принимают реальные меры (после ряда моих обращений через довольно длительный срок появлялись новые БС). От МегаФона в техническом плане добиться можно, в основном, не больше, чем от Билайна, правда, обращения наши для них на первый взгляд важны и интересны.
У Билайна в Московкском регионе исторически меньше всех базовых станций. Лидирует по их числу МегаФон, рядом с ним идет МТС. Да, нельзя тупо сравнивать число БС, делая при этом общие выводы. У всех разное оборудование и разное планирование сети. Билайн любит ставить по несколько секторов в ряд, делая «мощные конструкции». Но сейчас мир изменился, и этого стало недостаточно.
Чем же вызвана эта статья? Мобильным интернетом в моем офисе. Как я писал в тесте своего модема ZTE MF823, интернет от Билайн в сети 4G в нашем офисе в районе Южнопортовой улицы г. Москвы просто летает на средней скорости 20 Мбит/с. Но! Прошло время, и картина стала более объективной за счет длительности пользования.
К сожалению, несмотря на полный LTE-прием, затыки с интернетом наблюдаются если не каждый день, то через день. Особенно с учетом того, что приоритету мобильного интернета в сети GSM изначально отдавалось более низкое значение, чем голосовым вызовам (в сетях 3G/4G система распределения несколько поменялась, так же как и несущие частоты). Интернет есть – интернета нет. Интернет есть – интернета нет. Сидишь, прямо «рвешь лепестки ромашки». Надо работать, а у тебя снова только тайтлы страниц грузятся, затем – «невозможно отобразить страницу». Модем вдруг начинает мигать то синим (LTE), то зеленым (3G), то красным (нет сигнала). Приходиться его по 10 раз передергивать в роутере и тратить на это по полчаса драгоценного времени, прежде чем модем зацепится за рабочий канал.
Почему? Да все потому же. У Билайна и здесь недостаточная емкость сети, и их ближайшая базовая станция пыхтит на пределе своих возможностей. Чуть на дороге рядом пробка, и в сети Билайн затык. Затем рассосалось – интернет заработал. Что я делаю при этом? Расшариваю свой смартфон с SIM-картой МТС как точку доступа и пользуюсь хорошим работающим интернетом.
Доколе это будет продолжаться за наши же деньги – непонятно. Недаром у Билайна и логотип сделан в виде полос – видимо, то работает, то нет. Экономьте, ребята, на нас и дальше. Потребитель при должной подаче все проглотит.
Билайн. С нами удобно.
Данный материал основан исключительно на личном опыте автора.
Также можете почитать:
Кратко об устройстве базовой станции GSM >>
Технология сетей 3G сотовой связи >>
Сети LTE: структура и принцип работы >>
Плюс серия статей:
Принцип работы сетей GSM. Часть 1 >>