О бреде блокировки мессенджеров
27.06.2017 | Александр Б.
В последнее время тема возможной блокировки Telegram стала чуть ли не №1 в России. Поговорим сегодня о Реестре организаторов распространения информации и непонимании Роскомнадзором того, что и как работает технически.
Что такое Реестр организаторов распространения информации?
Реестр организаторов распространения информации в интернете (ОРИ) трактует Закон 149-ФЗ. Мессенджеры - лишь один из атковых каналов. В России каждый ОРИ обязан:
- Пройти регистрацию в реестре (указать в анкете название, адрес, контакты и налоговый идентификатор заявителя, плюс сведения о самом сервисе: доменные имена, e-mail администраторов и хостеров).
- В течение года хранить на российских серверах логи с данными об отправке текстовых сообщений и звонках. Более того, с 1 июля 2018 года потребуедся хранить уже и сами звонки и сообщения (что баснословно дорого и труднореализуемо из-за объема данных; это уже к не менее тупому закону Яровой)
- В случае запроса правоохранительных органов давать им доступ к этим логам
- Для расшифровки зашифрованных сообщений передавать ФСБ соответствующие ключи.
Соответственно, чтобы ОРИ не заблокировал Роскомнадзор, он должен выполнить п. 1. Остальное же пока - вопросы административного характера.
Если мессенджер внесут в Реестр, сможет ли в ФСБ читать переписку?
Нет. В этом-то и есть главный казус и его пытается вбить в мозг Жарова Павел Дуров. При текущей реализации читать переписку в ФСБ не смогут при всем желании, давлении и открытом доступе со стороны мессенджеров (будь то Telegram, WhatsApp, Facebook Messenger или Viber). Дело в том, что имеющиеся в их составе секретные чаты работают путем «оконечного шифрования», т.е. расшифровываются исключительно на стороне получателя. Ключ расшифровки есть только у него и больше ни у кого. Нет его ни у Telegram, ни у Viber и т.д. То есть даже в случае регистрации в Реестре, организатор не сможет исполнить п. 4 физически.
И что тогда? Заблокируют еще и всех пользователей?
Заблокировать всех у нашего Роскомнадзора ума хватить может, а вот что реально делать? Пока ничего. Не было еще ни одного случая блокировки сервисов в России за невыполнение п. 4. В этом плане административка еще банально даже не проработана, а законы быстро не правятся. Однако угроза блокировки есть. Хотя бы потому, что в нашей стране власть имущие делают что хотят, даже если это не совсем в законе. Всегда ведь можно искусственно замять ситуацию.
Какие мессенджеры уже в Реестре ОРИ?
Ха! Вот тут-то и самое интересное. В Реестр уже добавлены «Одноклассники», «ВКонтакте», «Агент.Mail.ru» и китайский «WeChat».
По теме:
WeChat прогнулся и разблокирован >>
При этом самых универсальных и популярных - WhatsApp, Viber, Facebook Messenger и iMessage там до сих пор нет и на них, как на Telegram, почему-то никто не давит. А всего мессенжеров существует около 30, как минимум.
Почему давят именно на Telegram?
Тут мы можем только гадать. Либо он тупо «попал под раздачу» (например, как «Мастер-Банк» в свое время) и на его примере госрегулятор хочет устрашить остальных, продемонстрировав свою власть. Либо Telegram настолько совершенен и продуман, что он нужен самому ФСБ. Либо...
Реестр ОРИ - спасение от терактов?
Как мы уже выяснили - нет. Расшифровать секретные чаты у ФСБ не удастся при всех полученных от сервиса данных и всем желании. Более того, у террористов всегда найдется масса других способов сделать свое дело. Устраивались теракты и до появления мобильных телефонов. К слову о них... может, тогда и телефоны запретим, а? Ведь преступнику достаточно купить трубку на один раз (можно б/у или украсть) и взорвать бомбу тупо путем SMS. Отправить же сообщение можно с ворованной симки, зарегистрированной на другое лицо или даже находящейся в России в роуминге из не слишком дружественной с нами страны. Об этом рассказал Жарову и Павел Дуров, цитата:
...ослабление шифрования во всех мессенджерах приведет к подрыву национальной безопасности страны в целом, так как в этом случае иностранные спецслужбы неизбежно тоже получат доступ ко всей переписке граждан России. При этом риск терактов не исчезнет - как показали события в Париже, для проведения теракта достаточно одноразовых телефонов и обычных CMC без всякого шифрования.
Послесловие
Жаль, что Роскомнадзор не хочет понять и принять свою ошибку. Он - как упертый ребенок, идущий на принцип, главное которому - остаться во всем правым, даже если он не прав. И даже если от этого станет только хуже и опаснее для России.
По теме: