«Воровство в законе». МТС. Разгадка
05.02.2013 | «Мобильные сети»
Я искренне надеялся, что списания за мифические звонки за короткий номер 0671 «Клуба здоровья» на номере МТС с издавна подключенным «Запретом контента» у моей мамы ушли в прошлое и больше не повторятся. Но не тут-то было. Позвонив на днях матери, я услышал «аппарат абонента выключен», а по городскому телефону она мне рассказала об «ушедших» со счета еще около 250 руб. с НДС. Заказ детализации факт очередных списаний за голосовые вызовы на 0671 подтвердил:
Разумеется, я тут же в очередной раз отправил письмо в МТС с требованием вернуть деньги. Письмо ушло 31 января. На сегодняшний день – 5 февраля – никакой реакции на него так и не поступило.
Следующим шагом я уже планировал выкинуть данную SIM-карту МТС, которой около 10 лет, в ведро, и купить маме номер другого сотового оператора. Однако напоследок я решил связаться по электронной почте с автором известного ресурса Mobile-Review.com Сергеем Потресовым, описал ход всех событий, предоставил ему необходимые детализации и попросил помочь решить головоломку. Сергею это удалось, за что ему спасибо, его статья доступна по ссылке. Однако хоть источник проблемы в статье и описан, есть еще пара моментов, которые он почему-то оставил в тени, не забыв, правда, от души поиронизировать. Подробнее:
Как оказалось, ранее, когда еще не был изобретен даже GPRS, доступ в мобильный интернет, в основном, через WAP-браузер, осуществлялся путем дозвона на номер телефона коммутируемого доступа (CSD). В МТС таким номером является 0885, в Билайне же – 0671. Видимо, в базовых настройках древнего телефона моей мамы Samsung SGH-N620 был прописан номер CSD-доступа оператора Билайн, а кнопка запуска WAP-браузера и, соответственно, дозвона в сеть, вынесена на лицевую панель телефона и регулярно ей нечаянно нажималась. Вот и источник попадалова на деньги!
Информацию о принадлежности номера 0671 к CSD Билайна Сергей нашел банально в Яндексе, сыронизировав относительно того, что ни я, ни техподдержка МТС не смогли этого сделать за полгода самостоятельно. Но, видимо, у нас или геовыдача поисковиков другая, или фронт-сервера больно разные, но по запросу 0671 или «0671», или «!0671» я подобных данных в выдаче не увидел. Google тоже не помог. И вторая страница выдачи также не порадовала подходящими результатами. А вот запрос «билайн 0671» со скрипом такую информацию уже дал, но в статье Сергея о нем речи не идет, да и подобный запрос уже говорит о том, что человек знает, что конкретно ищет, и лишь хочет убедиться в своей правоте, ибо запрос уточняющий.
Ну да ладно, информация найдена, причина выявлена, только ответ «сами виноваты» тут никак не удовлетворит. Цитирую Сергея:
«Запрет контента» на попытку подключиться, похоже, не распространяется, и это предсказуемо, так как это не обычный голосовой звонок и не SMS. Скорее всего, вызов как-то попадает в систему и затем обсчитывается биллингом. Вероятно, звонок даже не доходит до злополучного «Клуба здоровья». Можно хоть до посинения коммутатора менять тарифы, SIM-карты и номера, а также переподключать «Запрет контента», не поможет».
По моему мнению, такая формулировка, ключевое слово в которой «похоже», совершенно не оправдывает ситуацию. Воспользовавшись тем же Яндексом, мы находим, что дозвон на коммутируемый номер CSD осуществляется по GSM-каналу, т.е. так же, как и прочие голосовые вызовы. Просто номер набирается не с клавиатуры телефона, а его внутренним программным обеспечением, примерно как раньше мы дозванивались до провайдеров аналоговыми компьютерными модемами. И раз на номере подключен «Запрет контента», то я не вижу предсказуемости в том, что звонок на короткий номер 0671 должен быть пропущен таким путем.
Недаром в детализации никакой информации о выходе в интернет через CSD не говорится! Там есть лишь пункты исходящих голосовых вызовов на 0671 («Клуб здоровья»), т.е. коммутатор видит обычные голосовые вызовы на короткий номер, которые должны блокироваться «Запретом контента». Но они не блокируются, да и тарифицируются отнюдь не «по-интернетовски» (62 руб. за минуту).
Если даже под CSD считать свой выделенный и закрепленный канал, такую ситуацию все равно должны были предусмотреть в техотделе оператора и сделать соответствующую блокировку для «Запрета контента». А вместо этого технические специалисты МТС почему-то за полгода так и не смогли докопаться до истины. Такие специалисты или просто не захотели работать? Скорее первое, ибо специалистов в МТС почти не осталось – все давно распущены в целях экономии, а компания все больше деградирует.
Кроме того, пользователь имеет право на возврат денег, так как фактически услуга ему не была предоставлена. Но кроме возврата он еще имеет право и на квалифицированную техническую помощь в избавлении от подобных сюрпризов.
И последнее. Как вы считаете, если старый-добрый номер CSD-коммутатора Билайн (а также Теле2) стал таинственным образом совпадать с коротким коммерческим номером «Клуба здоровья», это не есть скрытый способ «отъема денег у населения» путем таких вот регулярных случайных ошибочных наборов? А «Клуб здоровья», стоит напомнить, предоставляется самим оператором МТС совместно с ООО «Мобайл Консалтинг Групп». Скорее всего, так и было задумано изначально…
Данный материал основан исключительно на личном опыте автора.
<< «Воровство в законе». Короткие номера. МТС
<< «Воровство в законе». МТС. Продолжение